История Армянского Народа

Культура Армении XII в. до н.э. – III в. н.э.

IMG_0690Деятельность человека на территории Армянского нагорья непрерывно продолжалась с древнейших времен до бронзового века, представленного здесь особенно богатыми памятниками. Урартский период совпал по времени с распространением обработки  железа – «железным веком», следует считать поворотным этапом в развитии производительных сил населения нагорья.

Была построена длинная сеть оросительных каналов, которая привела к подъему земледелия. Значительно развивалось ремесленное производство. Материалы, добытые при раскопках урартских городов на Топрах-Кале, Кармир-блуре, в Армавре, Арин-берде… дают целостное представление об обработке бронзы, железа, золота, кости, рога.и т.д.

Заметное развитие получило градостроительство. Царские надписи рассказали нам много о строительстве десятков городов и крепостей. Наиболее распространен тип города-крепости – сочетания цитадели, сооруженной на холме площадью в 4-6 гектаров и окруженной мощными стенами, иногда в 2-3 ряда. Для города характерны прямые параллельные улицы.

Урарты пользовались клинописью, заимствованной из аккадской культуры.

Религия урартов также как и религии древних народов представляла собой сложную структурированную иерархию богов и божеств. Во главе пантеона стоял Халди, особое место занимали боги Тейшеба и Шивини.

Что касается более поздней религии – религии уже армянского государства, то она также сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических элементов, которые участвовали в образовании армянского народа. Здесь велика роль урартской культуры и религии. Армяне многое усвоили от урартов. Например, целый пласт древнейшей армянской мифологии проникнут мотивами борьбы с хищным ассирийским государством. Разумеется, с ним сталкивались и протоармянские племена, но для Передней Азии поистине роковыми и решающими были именно урарто-ассирийские мощные столкновения, а борьба героя армянской легенды о Хайке с ассиро-вавилонским божеством Белом в мифической форме отражает именно такие эпохальные события.

История Хайка вкратце такова. Восстав против деспотии Бела, он вместе со своими сородичами уходит на север, в горную страну. Бел устремляется за ним во главе полчищ, чтобы наказать непокорного. В бою Хайк убивает Бела, пробив ему насквозь грудь стрелой из своего мощного лука. Сыновья и внуки Хайка расселяются по нагорью и закладывают основу армянского народа.

IMG_0734IMG_0695k100_29i_00319 - 2Mozaika v bane GarniAnahit19 - 1

Нравится