Выдающиеся армяне

Мартирос Сарьян

Saryan1Мартирос Сарьян (1880-1972)- армянский, российский, советский художник, живописец, портретист. После Айвазовского Сарьян является вторым всемирно известным художником армянского происхождения. Мартирос Сергеевич по праву может считаться основоположником армянской школы живописи, поскольку его разносторонний охват касается многих сторон художественной культуры. Сарьян умеючи соединял различные стили воедино и таким образом получал неповторимые уникальные произведения искусства, которые до сих пор никто не сумел повторить.

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в армянской семье в местечке Нахичевань-на-Дону («Новый Нахичеван», ныне в пределах Ростова-на-Дону).

В 1895 году закончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1901—1904 годах предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.

В 1900-х гг. Сарьян участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись П. Гогена и А. Матисса.

в египтеС 1910 по 1913 годы Сарьян совершил ряд поездок в страны Востока: Турцию, Египет и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приезжает в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же Сарьян участвует в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918—1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная мастерская».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь своей исторической родине. В числе его работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В 1926—1928 годах художник живёт и работает в Париже, где проводит несколько выставок. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, по несчастному стечению обстоятельств, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

saryan1В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении. Художник также пишет многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»). Сарьян работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А. Спендиарова в Театре оперы и балета им. Спендиарова, 1938—1939, Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид бек» Тиграняна, «Филумена Мартуано» Э. Де Филиппо и др.).

Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 в Ереване. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.

Талант М. Сарьяна был оценен советским правительством высшей наградой СССР – звездой Героя Социалистического труда. Сарьян также награжден Ленинской и Сталинской премиями, а также орденами и медалями.

Имя М. Сарьяна в истории армянского народа стоит в одном ряду с известнейшими и выдающимися сынами Армении не только ХХ века, но всей армянской истории.

 

любовьарменияsariyanaxmatovaGalinuy_Ulanovoyegipet

Нравится